Электронное обучение школьников: вызовы времени 
 
Основные цели инновационного, социально-ориентированного развития России направлены на повышение качества жизни через повышение качества образования. Подтверждение этому мы можем видеть в ряде стратегических документов правительства РФ:
 
1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
2. Законе «Об образовании Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29 декабря 2012 г.
3. ФГОС II поколения.
 
Таким образом, необходимость формирования новых моделей и механизмов модернизации образования – это реальный вызов времени.
 
На наш взгляд, одним из вариантов ответа на этот вызов может стать электронная школа. Выделим ее основные черты:
 
1) повышение доступности и качества образования. Получение образования с помощью высокоскоростного интернета повышает возможность получить образование каждому ребенку независимо от места его проживания в любой школе России, а также обеспечить доступность качественного образования детям из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов;
 
2) проектирование и конструирование развивающей образовательной среды учащегося. Для сегодняшнего школьника, живущего в окружении компьютерных гаджетов, использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий является неоспоримым помощником для глубокого познания и активного учения; 
 
3) изменение технологий работы учителя. Для организации современного образовательного пространства учащемуся требуется помимо традиционного взаимодействия с учителем интерактивное взаимодействие. Особенно это актуально для учащихся, которые получают образование, не посещая ежедневно школу, обучаясь на дому или дистанционно.
 
Однако практика заставляет признать, что с последним сегодня существует ряд проблем, которые не позволяют электронному обучению школьников стать действительно эффективным, релевантным требованиям современного общества. К сожалению, сегодня приходится отмечать:
 
1. низкую техническую подготовку учителя (высокий уровень компьютерной грамотности, умение ориентироваться в информационном потоке Интернета, владение компьютерными технологиями – не стали для большинства привычным делом);
 
2. неумение формировать качественное содержание курсов электронного обучения (создание уникального, интересного учебного контента по освоению ФГОС, создание вариативного контента в условиях индивидуальной среды обучения – не является сегодня распространенным явлением);
 
3. и, наконец, отсутствие желания у части учителей перестроить собственное профессиональное сознание, что приводит к противоречиям: 
  • между ментальностью педагога индустриального общества и ментальностью общества – Сетевого столетия;
  • умением обучать и умением научить учиться;
  • умением вести урок в традиционной форме и умением вести визуальный урок.
Мы должны отдавать себе отчет в том, что в эпоху электронной школы УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СТАТЬ ИНЫМ, так как УЧЕНИК УЖЕ СТАЛ ИНЫМ. 
 
Давайте посмотрим, как выглядит портрет современного школьника. Он подходит под описание Марка Пренски, американского специалиста в области образования, который в 2001 году предложил термин – «цифровые аборигены». «Цифровой абориген»  учится работать с любым гаджетом раньше, чем ходить, значительно свободнее и увереннее чувствует себя в информационном поле, чем его родители, обучает новым технологиям родителей и учителей. Эти дети (доказанный научный факт!) имеют другую физиологию мозга, способны осваивать огромные объемы информации, без какого-либо критического анализа, пишут с ошибками, не чтят никакие авторитеты и т.д.
 
Согласитесь, что работа с такими учащимися требует иных подходов к выстраиванию педагогического процесса. На наш взгляд, от учителя современной электронной школы требуется:
 
1. другой уровень профессиональных компетенций. От него уже не ждут прямой, монологической речи, его задача как педагога придумать – как ребенок будет учиться самостоятельно, чтобы ученик хотел и мог искать учебную информацию и применять ее в практической деятельности;
 
2. умение организовать эффективную коммуникацию с учеником. Условия коммуникации через электронную среду обучения задает более жесткий режим общения. Общение организуется с помощью текстов, фотографий, видео или голоса. Это максимальная точность используемых слов. Все слова и формулировки учебных материалов и обратной связи, идущей от преподавателя должны быть понятными, однозначными, чтобы обучающиеся правильно воспринимали передаваемую ему информацию. (ТЫ, а не ВЫ! Вы, а не ТЫ!);
 
3. соблюдение определенных правил поведения в дистанционной среде обучения: учимся вместе, ответ на обращение – в тот же день, не учим, а сотрудничаем.
 
Я представляю одну из российских школ, которая, на мой взгляд, имеет успешный опыт работы с поколением «цифровых аборигенов»1. Это НОУ СОШ «Экспресс» Санкт-Петербурга. У нас учатся дети, которые не вписываются в рамки классно-урочной системы. Это спортсмены, профессиональные музыканты, учащиеся, занимающиеся бизнесом, работающие, а также с ослабленным здоровьем, одаренные дети и др. Дети, которые по тем или иным причинам не проживают в Санкт-Петербурге, но желают учиться в нашем городе. Поэтому вопрос создания альтернативной среды обучения для такой категории детей стоял перед нами с момента основания школы. 
 
Начинали мы (1996 год) с создания индивидуальной маршрутной книжки экстерна. Сегодня – это электронное обучение школьника на образовательной платформе MOODLE.
В настоящее время НОУ СОШ «Экспресс» – «школа дистанционного обучения». Организация виртуального кабинета на электронном облаке предоставляет учителю возможность к доступу учебного контента в любой точке мира, где есть Сеть Интернет.
 
Для решения управленческих задач ip-специалистами нашей школы создан АСУД – своеобразная виртуальная учительская, которая также предоставляет возможность администрации и педагогическому коллективу решать организационно-педагогические вопросы удаленно. 
 
Рабочее место координатора школы дистанционного обучения – андроид/планшет, где есть возможность всегда поддерживать постоянный контакт с обучающимися как по телефону, так и по тому же Skype.
 
Быстрое развитие технологий делает человека свободным. Становится очевидным, что ученикам, чтобы учиться, необязательно ходить в школу. А как же быть с учителем? Конечно, чтобы говорить о полноценной электронной школе, у учителя тоже должна быть достойная «экипировка»: техническая, предметная, ментальная. В нашей школе работают уникальные педагоги, про которых говорят «питерская интеллигенция». Учитель математики может не только подготовить детей к сдаче ЕГЭ, но и почитать наизусть стихи золотого и серебряного века, порассуждать с ребятами на тему «быть или не быть, а если быть, то как?». Наши учителя знают, что в начале было Слово..., что существует четкое разделение этических категорий (добро-зло), что важна иерархия значимых для человека ценностей, знаний, статусов, социальных ролей и в обществе, и в семье и пр. 
 
Но они также отлично понимают: чтобы успешно учить «цифровых аборигенов» нужно измениться, стать иным. Быть может – «цифровым кочевником»2, для которого идеальное место работы выглядит, как офис мечты компании Google? 
 
Таким образом, рассматривая проблемы стоящие перед современной школой, мы можем с уверенностью сказать, что электронное обучение – не решит всех проблем связанных с повышением качества образования сегодняшнего школьника, но часть ему вполне под силу. 
 
Лузанова Нина Николаевна, 
заместитель директора по УВР НОУ СОШ «Экспресс» Санкт-Петербурга
 
---------
1 Цифровые аборигены и наличие трех обязательных условий
(статья из "Доклада о положении детей в мире - 2011", ЮНИСЕФ) http://madan.org.il/node/1357