В 2004 году в нашей стране стартовал единый государственный экзамен, посеявший много паники среди учителей и выпускников. Но кто-то должен был стать первопроходцем. Тогда 11 петербуржцев написали ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. Среди них был выпускник частной школы «Экспресс». Эту планку школа продолжает держать и сегодня, занимая третье место в рейтинге журнала «Город 812» по результатам ЕГЭ. В чем секрет успеха школы, работающей по системе экстерната, рассказывает ее директор, к.п.н. Ольга ВЛАДИМИРСКАЯ.


– Ольга Дмитриевна, почему ваша школа сегодня востребована? Ведь чтобы учиться экстерном, практически самостоятельно овладевать знаниями, надо иметь внутреннюю дисциплину и серьезную мотивацию, чего как раз не хватает современным школьникам.

– Потому что они привыкли быть ведомыми, за них всегда все решают. У них есть расписание, которому необходимо следовать, домашние задания, которые необходимо выполнять. Каждый их шаг контролируют учителя и родители. А с обретением свободы появляется необходимость делать выбор в пользу учебы, отвечать за свои действия, самому планировать и выполнять учебную программу. Ведь главная идея нашей школы – развитие навыков самообразования и обучения самостоятельной работе. Для этого у нас разработано методическое пособие «Самообразование: пять шагов». Мы учим наших детей ставить цели, выделять главное в учебном процессе, работать с различными источниками информации, самостоятельно оценивать результаты своего труда. В школе нет привычных уроков, а ведется индивидуальная работа с каждым
учеником. Дома им помогает школа дистанционного обучения, которая работает на нашем сайте. Ведь самое главное – научить человека учиться, а необходимые знания он добудет сам.

– И все же, чтобы сделать этот непростой выбор, нужны веские причины. Кто они, ваши ученики? Какими путями приходят сюда?

– Нашу школу окончили уже 702 человека, большинство из них – яркие интересные люди. Все они по разным причинам не смогли ужиться в школах с классно-урочной системой. Я не хочу сказать, что эта система плохая, наоборот, лучше нее пока ничего не придумано, но она – не для всех. Кто-то слишком увлечен музыкой, танцами,
спортом и все время проводит на стадионах или на гастролях. Им некогда, да и сложно учиться. У них совсем другая жизнь, поэтому для таких детей нужно искать другие формы освоения знаний. Одна наша десятиклассница танцует в ансамбле «Калинка». Марина учится у нас с 5-го класса, и я не помню, чтобы за эти годы к ней были какие-то претензии. Она хорошо справляется с базовой учебной программой, но большего ей не надо, потому что ее жизнь – танец. Вы бы видели, как она крутит рок-н-ролл! А наш барабанщик, который никогда не расстается со своим инструментом весом 12 кг. Он поменял три школы, прежде чем прийти к нам. На консультации он тоже приходит с барабаном, и мы этому рады, ведь именно увлеченных детей легче всего мотивировать на успех.

Но есть и болезненные дети, которые отстают в учебе и, не в силах наверстать упущенное, теряют интерес к школе и замыкаются в себе. Для них экстернат является формой учебной и социальной реабилитации. Здесь отступают простуды и другие психосоматические явления, ведь ученики начинают верить в себя, у них появляется
стимул учиться. В этом году оканчивает институт им. Герцена наша выпускница Оля. А к нам она пришла с тяжелым заболеванием крови. Имея огромную тягу к знаниям, девочка не могла посещать обычную школу – даже утренние подъемы давались ей с трудом. Но успехи в учебе, поддержка родителей и учителей помогли Оле справиться с недугом. Врачи не скрывали своего удивления – теперь она здорова и скоро сама станет учителем.

– Есть ли среди ваших абитуриентов дети, которые уже мотивированы на результат и их не надо учить учиться?

– В декабре в 11-й класс пришел мальчик. В обыкновенной школе он был троечником, отлично знал только английский. А у нас через месяц получил итоговую аттестацию по трем предметам. И таких детей немало. Многие из них оканчивают школу в 14 – 15 лет. Есть ученица 9-го класса, которой всего 11 лет. Придя в «Экспресс», один пятиклассник так объяснил свой выбор: «Мне было скучно на уроках в обычной школе, я понял, что за это время могу узнать гораздо больше». Этот ребенок уже готов
учиться самостоятельно, он легко справляется с заданиями, делает доклады, пишет рефераты и эссе. Устав от непродуктивной траты времени на уроках, дети становятся «ленивыми» и «неуправляемыми». Противоречия современной государственной системы образования, на мой взгляд, состоят в том, что школьная программа слишком перегружена избыточной информацией, в то время как знания, которые действительно необходимы для жизни, остаются неусвоенными.

– А какую программу обучения предлагаете вы?

– Только базовую, с одним иностранным языком – английским. И никаких изысков. Для этого мы используем стандартные учебники и наши собственные методические пособия. При желании ученик может выбрать другие предметы или совершенствовать свои знания в любом из основных. Но сначала ему надо научиться добывать
их самостоятельно. Потому что, как сказал К. Чуковский, «только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью».

Нина Башкирова 
Город (812) № 10 {119} 28 марта 2011 23