IMG 7908 cut1 800x533 webКак не загубить радость жизни и гения в своем ребенке?
Как гармонично развивать творческие способности детей, помочь им раскрыть себя и бесконечность заложенного потенциала?
Как научить школьника делать выбор и нести за него ответственность?

Вы наверняка задавали эти вопросы себе и педагогам.

Мы пришли к выводу, что можем помочь вам, вашим (и нашим) детям в этом нелегком деле.

Каждый хотя бы раз слышал или читал о свободном обучении. Это опыт прошлого и потенциал настоящего.

Под свободным обучением традиционно понимается форма организации учебного процесса, основным принципом которой является принцип свободы выбора – места, времени, продолжительности, форм, методов, средств обучения и т.д.

Наша школа предлагает разные формы получения образования, ставшие традиционными, и при этом дает уникальную возможность каждому ученику
• попробовать свои силы в новых видах деятельности,
• узнать об основах востребованных современных профессий,
• попытаться разобраться в себе,
• приобрести навыки коммуникации со сверстниками и взрослыми,
• поучаствовать в командной исследовательской или творческой работе.

А главное – самостоятельно сделать свой выбор.
Один раз в четверть.
В день свободного образования, у которого есть название – Экспресс-День (или ExpressDay).

ExpressDay – общешкольный день по формированию и развитию так называемых Soft skills – надпрофессиональных навыков, которые определяют успешность всей жизни. Каждый такой день – это интересные квесты, семинары, мастерские.

IMG 7956 red cut 800x533 webВ третьей четверти Экспресс-День был организован таким образом, чтобы дать возможность детям:
• писать маслом на холсте в студии профессионального Петербургского художника М. Гринина;
• постичь коммуникацию через образ на практическом занятии с актером, педагогом, психологом Н.А. Плащевским;
• поговорить об уникальности русского языка и поучиться читать между строк с кандидатом педагогических наук М.Б. Багге;
• попытаться найти причины своей усталости, научиться противостоять трудностям на мастер-классе «Переживай!» под руководством педагога-психолога В.Г. Любаскиной;
• и даже порисовать виртуальными карандашами с применением современного графического редактора, о котором рассказали выпускник нашей школы, а ныне студент Санкт-Петербургского колледжа информационных технологий, К. Лазо и его однокурсник Д. Хаенок.

Где им будет интереснее и полезнее поучаствовать, учащиеся средней и старшей школы выбирали самостоятельно!

Хочется отметить, что впервые к участию в Экспресс-Дне в полной мере подключились ученики начальных классов. Именно для них и был организован квест «В гостях у сказки» в лектории Музея истории Санкт-Петербурга XX и XXI веков (МИСП). Каждый получил возможность быть не только слушателем, но и активным участником события, в центре которого живописные полотна П. Рейхета и замечательные сказки А. С. Пушкина и Г. Х. Андерсена.

Как показывает практика, в результате достигается самое главное: ребенок испытывает больше уверенности в себе, свободнее общается со сверстниками и взрослыми, с бОльшим энтузиазмом смотрит в будущее и мотивирован на дальнейшую учебную работу.

Мы рады успехам и горящим глазам учеников, профессиональным удачам педагогов, стараемся анализировать опыт каждого такого дня, видеть то, над чем еще стоит поработать. И конечно, приглашаем к сотрудничеству вас, родителей. Станьте активными участниками хоть одного Экспресс-Дня, поделитесь вашим бесценным опытом или посоветуйте людей, общение и работа с которыми будут интересны детям и помогут в формировании у них столь значимых гибких навыков. Стоит помнить, что сотворчество всегда объединяет и помогает посмотреть друг на друга другими глазами.

 

WorldSkills 2019 1x1С 22 по 27 августа 2019 года в г. Казани (Россия) прошел Мировой чемпионат профессионального мастерства WorldSkills. В нем приняли участие около 2000 молодых людей до 22 лет (в некоторых компетенциях – до 25 лет) из почти 70 стран. Лучших определяли в более чем 50 компетенциях. Национальная сборная России завоевала 14 золотых, 4 серебряные, 4 бронзовые медали и 25 медальонов за профессионализм, обеспечив себе второе место в медальном зачете. Первое место заняла сборная Китая, а третье – сборная Южной Кореи.

WorldSkills International – международное движение по популяризации рабочих профессий. Его участники нацелены на повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Мировой чемпионат WorldSkills – крупнейшее в мире соревнование профессионального мастерства. Россия участвует в движении с 2012 года и проводит региональные чемпионаты в десятках субъектов.

Во время церемонии закрытия чемпионата в Казани президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Россия впервые проводила состязания лучших профессионалов планеты. И оно стало самым крупным и представительным в истории движения...К этому движению в России уже присоединилось полмиллиона наших сограждан, но число его сторонников, участников неуклонно растет. В нашей стране WorldSkills стало важнейшим элементом передовой системы профессионального образования, которую мы формируем в том числе по специальностям цифровой экономики. Мы меняем наши колледжи, создаем широкие, не имеющие аналогов в мире возможности для детей заниматься техническим творчеством».

На прошедшем чемпионате в номинации WorldSkills juniors участвовали и представители из Санкт-Петербурга. Костяк нашей сборной составили воспитанники Академии цифровых технологий. Журнал «Педагогика онлайн» публикует интервью с директором этого образовательного учреждения Д.С. Ковалевым – о чемпионате и в целом о движении WorldSkills, а также впечатления юных участников мирового первенства.

 

ПРОРЫВНОЙ ЧЕМПИОНАТ WORLDSKILLS

d kovalevДмитрий Сергеевич КОВАЛЁВ,
директор Академии цифровых технологий Санкт-Петербурга

— Уважаемый Дмитрий Сергеевич, благодарим Вас за согласие дать интервью петербургскому образовательному журналу «Педагогика онлайн». Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от чемпионата WorldSkills в Казани. Что Вам показалось самым значимым, интересным на этом мировом первенстве юных профессионалов?

— Чемпионат в Казани – грандиозное событие для нашей страны и, в частности, для ее образовательной сферы. Российская Федерация долго добивалась права на проведение такого первенства. Выступления отечественных представителей на минувших чемпионатах WorldSkills, особенно в Бразилии, нельзя считать успешными. На тех чемпионатах мы практически никаких призовых мест не занимали, во всех компетенциях оказывались на нижних строчках в таблицах результатов соревнований. При этом данное движение – чрезвычайно массовое (на сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 80 стран), оно дает возможность популяризации определенных профессий, прежде всего – рабочих. Движение возникло в Западной Европе после 2-й Мировой войны. В 1947 году в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Он был призван поднять популярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профессионального образования, так как в стране, восстанавливающейся после войны, существовала острая нехватка квалифицированных рабочих. Инициативу поддержала Португалия. Далее к соревнованиям присоединились конкурсанты из других стран. Таким образом, в 1953 году была сформирована организация по проведению конкурсов профессионального мастерства. Движение не потеряло своего значения и поныне. Ибо в современном быстроменяющемся мире профессии реорганизуются, обновляется содержание их функционала, появляются новые профессиональные направления. Чемпионаты WorldSkills популяризируют современные рабочие специальности, дают возможность молодежи проявить, показать, реализовать себя в профессиональном отношении. Можно сказать, что участие нашей страны в движении WorldSkills дало толчок развитию рабочих профессий, среднему профессиональному образованию (СПО), модернизирует и подтягивает его к мировому уровню. Рост экономики, производительности труда напрямую связан с развитием современных форм профессионального образования. Важно развивать движение WorldSkills и среди школьников, то, чем занимается, в частности, и наша академия. Вообще именно по инициативе Российской Федерации в рамках прошедшего в Казани мирового чемпионата были впервые проведены международные соревнования среди юниоров в двух направлениях – WorldSkills juniors и «Профессии будущего». И там, и там участники из России были лидерами. Россия, что было ярко продемонстрировано в Казани, стала законодательницей мод в юниорском движении WorldSkills. Это начинание можно признать как чрезвычайно полезное, в том числе для модернизации системы профориентации. По сути, в настоящее время три ключевых федеральных проекта («Билет в будущее», Олимпиада НТИ и WorldSkills Russia Juniors) кардинально меняют систему профориентации в нашей стране. Ребята, да и взрослые должны лучше знать, что происходит и будет происходить в российской экономике, школьники должны видеть эти изменения своими глазами. Безусловно, WorldSkills способствует популяризации тех отраслей экономики, которые становятся мотором развития в нашем городе, стране и мире. Школьники должны определять свою будущую профессиональную траекторию с точки зрения развития экономики. От этого выиграет и государство, и общество, и родители, и школа, и дополнительное образование как особый образовательный институт. Всему этому способствует WorldSkills juniors самым эффективным образом. Поэтому чемпионат в Казани – невероятно значимое событие для нашей страны. И Россия провела его на высочайшем уровне, очень достойно и солидно. Представители Петербурга участвовали во всех компетенциях, которые были представлены на чемпионате. И у нас теперь есть полное понимание того, как организовать и провести в нашем городе европейское первенство по стандартам WorldSkills в 2022 году.

— Российская сборная юных профессионалов, юных мастеров (как раньше говорили – ремесленников) выступила отлично. Расскажите, пожалуйста, об успехах петербургской команды на данном чемпионате, в каких компетенциях отличились юные профессионалы из города на Неве?

— На чемпионате в Казани петербургские участники были представлены в линейке WorldSkills juniors. Наши ребята выступили в 6-ти компетенциях. В 5-ти из 6-ти получили медаль за профессионализм, за высокое достижение в профессии. По сути, согласно официально опубликованным баллам, наши участники – бронзовые призеры мирового чемпионата. Я надеюсь, что ценность побед на WorldSkills в Российской Федерации будет расти. Уже сейчас с медалью или медальоном победители чемпионата приходят в крупные мировые компании, и их без какого-либо портфолио с готовностью принимают на работу.

— В чем, в каких компетенциях петербуржцам и россиянам следует подтянуться, в том числе в рамках подготовки к следующему чемпионату WorldSkills?

— К примеру, у нас есть проблема, связанная с беспилотными летательными аппаратами. Замечу: наша Академия цифровых технологий обладает хорошей материально-технической базой, в том числе в этой сфере. Мы сотрудничаем с Университетом аэрокосмического приборостроения (ГУАП), будем создавать совместную лабораторию по беспилотным летательным аппаратам. Но в настоящий момент самое слабое звено в этом направлении – кадры, не хватает преподавателей этого профиля и соответствующей квалификации. Эту проблему надо будет решать. Кроме того, нуждается в развитии и то, что связано с виртуальной и дополненной реальностью. Также узок мир специалистов в этом направлении. У нас налицо сложности с нейротехнологиями (хотя мы начали активное сотрудничество с химико-фармацевтической академией). Подчеркну: мы с нуля создавали и развивали 4 компетенции: промышленную автоматику, полимеханику и автоматизацию, сантехнику и отопление, малярные и декоративные работы. При этом времени на подготовку к чемпионату у нас было в обрез. И тем не менее мы и в этих компетенциях в линейке юниоров – бронзовые призеры. Конечно, городу жизненно важно поднимать в особенности полимеханику и автоматизацию, а также промышленную автоматику. Мы в нашей академии будем упорно работать в этом направлении. Но мы – это юниоры. А эти компетенции требуют всестороннего внимания. Ибо промышленная автоматика и полимеханика – это то, что напрямую касается современного производства. Без этого в современном мире уже не обойтись, не будет попросту работать ни одно производство. А у нас в городе эти позиции развиваются не так хорошо, как это необходимо.

— Следующий чемпионат WorldSkills пройдет в Шанхае (Китай) в 2021 году, а европейское первенство по стандартам WorldSkills пройдет в Санкт-Петербурге в 2022 году. Видимо, уже сейчас началась подготовка к этим состязаниям. Какие новые профессиональные направления будут включены в программы предстоящих первенств, в том числе из тех, которые изучаются в Вашей академии?

— Мы формулируем предложение к чемпионату в Шанхае преобразовать «Сантехнику и отопление» в компетенцию «Цифровая сантехника». Мир меняется стремительно. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу: провести WorldSkills ЕВРО-2022 с максимально цифровым наполнением. Наши воспитанники интенсивно готовятся и в самой академии, и направляются на стажировку в другие регионы – в Москву, Тольятти, Красноярск, получают новый опыт. Нам предстоит для части компетенций разрабатывать и менять внутреннее содержание, с вектором развития – на цифровизацию.

— Как вообще в Санкт-Петербурге развивается это движение? Много ли колледжей, других образовательных учреждений города участвует в нем? Кого Вы могли бы отметить?

— Из системы среднего профессионального образования хочется отметить академию «Локон». Они по-настоящему молодцы, стали бронзовыми призерами чемпионата в Казани по парикмахерскому искусству. В этой академии развивается эстетическая косметология, визаж и стилистика. Это очень серьезное направление в сфере услуг. Со-временному человеку важно выглядеть хорошо. Я уже говорил, что постепенно меняется подход к профориентации. В связи с этим следует отметить «Молодежный творческий форум Китеж плюс» Приморского района Санкт-Петербурга. с их очень интересными компетенциями: «Ремонт и обслуживание авиационной техники», «Космические системы». Замечательно работает «Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий» Пушкинского района, в том числе развивая реверсивный инжиниринг. Похвалы заслуживает и центр технического творчества «Охта» Красногвардейского района, где особое внимание уделяется видеопроизводству и звукорежиссуре. Результативно работает «Академия талантов». В целом система дополнительного образования нашего города показывает впечатляющие результаты, имея возможность реализовывать образовательные программы, созвучные определенным потребностям и тенденциям в экономике. У школ таких широких возможностей нет, у них свои задачи. Хотя в плане развития тех или иных компетенций можно отметить и некоторые городские школы, например, лицей № 244, где учащиеся осваивают основы инженерного дизайна. Город предоставляет широкие возможности для развития способностей и профессиональных навыков юных петербуржцев. В этом деле главное – мотивация, в том числе у руководителей образовательных учреждений.

— Расскажите, пожалуйста, о ключевых успехах Вашей академии в становлении молодых профессионалов, в частности в рамках движения WorldSkills?

— Назову несколько компетенций, в которых Академия цифровых технологий традиционно сильна. Например, это касается такой компетенции, как «Ремонт и обслуживание транспортных средств». На прошедшем чемпионате в этой компетенции мы завоевали «золото» и «серебро». «Интернет вещей» – то направление, в котором на российских состязаниях мы всегда в тройке лидеров. Академия – среди первых в стране в компетенции «Изготовление прототипов». Мы, безусловно, сильны в инженерном дизайне. Все, что связано с 3D-моделированием, – это наш конек. Мы весьма конкурентны в направлении «Ремонт и обслуживание авиационной техники». Из наших прорывных достижений в этом году я бы назвал номинацию «Программное решение для бизнеса». Это компетенция впервые заявила о себе в полный голос в нашем городе. Необходимо отметить также и «Сетевое системное администрирование», где мы уверенно находимся на лидирующих позициях. По этой номинации на прошедшем мировом чемпионате мы заняли 3 – 4 место, и это очень высокий результат. Из прорывных также назову полимеханику и промышленную автоматику. Отрадно отметить, что наша девочка в этом году стала призером в компетенции «Малярные и декоративные работы», чего ранее Санкт-Петербург никогда не добивался на соревнованиях. Так же, как и в «Сантехнике и отоплении», где в юниорской линейке мы показываем отличные успехи. Безусловным прорывом можно назвать и то, что в компетенции «Дополненная и виртуальная реальность» (причем во взрослой категории) мы стали призерами. Наши воспитанники – в пятерке сильнейших по России в «Промышленном дизайне» и «Беспилотных летательных аппаратах». Мы сотрудничаем с разными образовательными учреждениями и организациями – с Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, со многими высшими учебными заведениями города. Дети, занимающиеся в нашей академии, как правило, ориентированы на вуз. Мы сейчас обсуждаем с петербургскими вузами организацию совместных команд студентов и школьников. Скажу, что по уровню определенных знаний и навыков школьники порой нисколько не уступают студентам, а иногда в чем-то и превосходят их. Мы видим большую перспективу в подобном взаимодействии с университетами города.

— Что нового предложит Академия в ближайшее время для юных петербуржцев?

— Мы планируем создать новую компетенцию – «Цифровой модельер». У нас есть понимание открыть в академии такую компетенцию, как «Рекрутер». И мы будем активно развивать «Интернет-маркетинг».

— Молодые люди, имеющие среднее профессиональное образование, после сдачи демонстрационного экзамена по стандарту WorldSkills быстрее находят работу и получают зарплату на 40 – 60 % выше, заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Она подчеркнула, что экзамен уже внесен в образовательные программы, свыше тысячи предприятий участвуют в его проведении. Могли бы Вы сказать, как организована сдача демонстрационного экзамена в нашем городе, много ли петербургских предприятий участвуют в данном эксперименте?

— Я могу сказать, что упомянутый Вами демонстрационный экзамен по стандарту WorldSkills относится к системе среднего профессионального образования (СПО). К нам, к академии, к юниорству он не имеет отношения. Тем не менее очевидно, что система среднего профессионального образования в России и Санкт-Петербурге в последнее время серьезно модернизируется, открываются новые площадки, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, что, разумеется, не заставит ждать весомых образовательных результатов. Важно при этом своевременно готовить квалифицированные педагогические кадры для системы СПО.

— Татьяна Голикова также сообщила, что в будущем обучение по стандартам WorldSkills пройдут около 150 тысяч россиян старшего возраста. В каких профессиональных направлениях такая переподготовка людей старшего поколения Вам видится наиболее перспективной? Быть может, есть планы и у Вашей академии подключиться к этим программам для старшего поколения профессионалов?

— Наша академия получила недавно государственную лицензию на деятельность курсов по повышению квалификации. Сейчас мы такие курсы формируем, будем предлагать их населению. Таким образом, у нас появилась возможность в рамках нашей академии вести образовательную работу по профессиональной переподготовке людей старшего поколения. Немаловажно, чтобы в этой части, о чем отмечает Татьяна Голикова, было заинтересовано предпринимательское сообщество нашей страны – брать таких людей на работу. Не единицы, не звездочек-профессионалов, а многих и многих представителей старшего поколения, обладающих и опытом, и знаниями, и необходимой квалификацией. Я знаю далеко не молодых специалистов, которые многим юным людям дадут фору даже в цифровых технологиях. К слову, в нашей академии трудится методист (она уже пенсионного возраста), лучше которой никто не разбирается в том, что касается Apple. При этом хотелось бы заметить, что многие замечательные инициативы, к сожалению, порой не находят своего развития. Важно, чтобы люди, получившие хорошее образование, профессиональные навыки, компетенции, были востребованы в экономике, производстве. Конечно, хорошо, что такие серьезные задачи ставятся правительством. Но важен четко прописанный механизм их реализации. К примеру, воспитанники нашей академии, успешно осваивают компетенции, связанные с интернетом вещей. А соответствующего рынка труда в России пока нет. Нет обратной связи. Необходимо, например, чтобы выявляемые через разные программы одаренные люди, хорошо обученные, находили себе применение в нашей экономике. Должна быть обратная связь. Сейчас наша академия выстраивает подобные отношения с химико-фармацевтическим кластером, с Санкт-петербургским экономическим университетом (ФИНЭКом), сотрудничает с холдингом «Росэлектроника». Но пока такое взаимодействие, влияющее в том числе на расширение рынка труда, не носит массового характера. Необходимо работать сообща в этом направлении.

— Благодарим Вас, уважаемый Дмитрий Сергеевич!

Интервьюер – Анатолий Бузулукский, заместитель главного редактора журнала «Педагогика онлайн», член Союза писателей России.

Журнал «Педагогика Онлайн», № 4 - 2019

 

В рамках основного чемпионата прошли соревнования конкурсантов 14 – 16 лет – WorldSkills Juniors. Основная цель чемпионата юниоров – профессиональная ориентация школьников. Участники из 12 стран соревновались в 13 компетенциях. Юниоры Санкт-Петербурга защищали честь страны сразу в 6 компетенциях. Ответы петербургских участников соревнований на вопросы о чемпионате WorldSkills Juniors и о своём профессиональном развитии читайте в журнале «Педагогика Онлайн»

 

 

att 3х4В «Школе Экспресс» Санкт-Петербурга с 24 по 31 октября 2018 года прошла ЗАЧЕТНАЯ НЕДЕЛЯ. Эти дни были чрезвычайно насыщены как учебными, так и иными образовательными мероприятиями. 

Зачетная неделя в школе – это, по сути, одна из форм промежуточной аттестации учащихся во внеурочной деятельности. Главное, она позволила замерить фактический уровень знаний, компетенций, практических умений и навыков учащихся, полученных ими за первые два месяца учебного года. Помогла увидеть этот срез учебных результатов в соотнесенности с требованиями ФГОС. Важно, что уже в рамках самой зачетной недели началась ликвидация пробелов в знаниях, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ (в частности, по английскому языку, биологии, обществознанию).

В «Школе Экспресс» каждый ученик осваивает учебные программы, ориентируясь на свой индивидуальный образовательный маршрут. При этом педагогически необходимым становится формирование коллективистских отношений среди учащихся, их коммуникативных способностей, навыков социализации, командной работы, совместной проектной деятельности, лидерских качеств, гражданской позиции, столь востребованных ныне надпрофессиональных навыков – soft skills, овладение которыми обеспечивает будущим специалистам конкурентное преимущество на рынке труда.

image1 cropВсему этому, безусловно, способствовал открытый, связанный с личным присутствием формат зачетной недели. Ребята лучше узнали друг друга, подружились, сплотились. Им представилась возможность в живой, непринужденной атмосфере отточить свои компетенции при подготовке устного ответа,отстаивании своей точки зрения, активном участии в диалоге, общественной дискуссии.

Педагоги школы постарались сделать так, чтобы эта неделя получилась не только по-рабочему интенсивной, но и яркой, интересной, разнообразной.

Например, аттестация для 5 класса по теме «Введение в биологию» прошла в виде увлекательной настольной игры. Задача ребят была помочь мультипликационным героям Незнайке и Знайке разобраться, что же такое биология, какие приборы и методы исследования применяются в биологии. Ребята продемонстрировали свой кругозор, смекалку, уверенные знания по предмету.

Зачетная неделя была полна учебно-познавательными событиями.

IMG 7479 redЭкскурсия для учеников начальных классов в пожарно-спасательную часть № 7 Центрального района Санкт-Петербурга прошла буквально «на ура». Ребятам было по-настоящему интересно оказаться в действующей пожарной части, которая круглосуточно живёт в ритме дежурства, принимает вызовы и немедленно реагирует на призывы о помощи. Дети проявляли самый живой интерес к работе дежурного за пультом, к служебным помещениям, в одном из которых учеников увлек шест, по которому пожарные при срочном вызове молниеносно спускаются к машинам. Учащиеся с интересом разглядывали специальную технику и экипировку пожарных, затаив дыхание слушали их рассказы о героических трудовых буднях. Эта экскурсия стала одним из первых шагов знакомства детей с различными профессиями, столь необходимыми в обычной жизни.

E4EED24E 324B 4491 B962 A44FFB2FE385Учащиеся «Школы Экспресс» побывали на выставке «ОТКРЫТЫЙ КОСМОС. OPEN SPACE» в Центральном музее связи им. А. С. Попова. Здесь от всего захватывало дух. Космические аппараты, новые научные достижения и технологии, скафандры, личные вещи Циолковского и Гагарина, первый советский спутник. Но где не понарошку может закружиться голова, так это на авиатренажёре «Aerobatic 3G». Трехосный роторный гироскоп – это не просто аттракцион, а профессиональный тренажёр, предназначенный для тренировки вестибулярного аппарата. Устройство используется для подготовки лётчиков, космонавтов и парашютистов. Выдержать такое под силу далеко не каждому, но одиннадцатиклассники «Школы Экспресс» Леонид Платонов и Матвей Середенко на это решились.

Ученики школы посмотрели спектакль «Герои и боги» в театре «Суббота». Это и поучительная, и воспитательная театральная постановка. Мальчики и девочки в достоверности узнали, за что Геракла, Тесея и Ясона почитали как величайших героев древности.

В рамках зачетной недели прошло очередное занятие в студии «Творческое письмо» («Creative writing»), которое дает возможность раскрытия и развития личности путем эффективного использования коммуникативного и медийного ресурсов.

Кульминацией зачетной недели стал Express Day. Программу этого дня составили мастер-классы как по художественному, так и по техническому творчеству. Был апробирован новый формат очной лаборатории профессиональных компетенций. Он позволяет качественно осваивать метапредметные, надпрофессиональные и творческие навыки.

IMG 0275На мастер-классе «EXPRESS YOURSELF» школьники тренировались в методиках убеждения, в создании грамотной презентации и самопрезентации. В студии изобразительного искусства «ОСЕНЬ. ART» юные художники, облачившись в плащи-дождевики, учились креативно применять в своих творениях подручный материал, опавшие листья, дары осени. На мастер-классе «LEVEL UP» учащиеся осваивали приёмы и лайфхаки в работе с компьютером и различными программами. Участники «SMART PHOTO» с азартом сновали по этажам школы и на улице в поисках удачных кадров, то и дело нажимая на экраны своих мобильных телефонов.

Ребята делились впечатлениями, говорили, что им понравился Express Day, что было весело и продуктивно, что день прошел в дружелюбной обстановке. Для тех, кто учится дистанционно, важна каждая возможность лично пообщаться со школьными товарищами.

Отрадно отметить, что родители одобрили программу и организацию зачетной недели в «Школе Экспресс». Вот один из характерных отзывов об Express Day: «Нам повезло, мои дочери (9 и 15 лет) посетили предложенные мастер-классы. Кроме интересной и полезной информации, они познакомились с учениками школы. Подружились. Осознали себя частичками большой, дружной школьной семьи. Мои девочки остались под глубоким впечатлением, довольные и счастливые. Что может быть важнее человеческого общения?! Будем с нетерпением ждать новых школьных встреч».

Действительно, подобные зачетные недели планируется проводить в «Школе Экспресс» Санкт-Петербурга на регулярной основе.

 

vypuskniki shkolРоман Викторович ДЕМЬЯНЧУК,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии образования и педагогики
Санкт-Петербургского государственного университета

Интервью журналу «Педагогика онлайн»

— Уважаемый Роман Викторович, благодарим Вас за согласие дать интервью журналу «Педагогика онлайн». Хотелось бы в нашем разговоре затронуть проблематику, связанную с адаптацией выпускников школ к вузовским реалиям. Расскажите, пожалуйста, насколько подготовленными, обученными приходят сейчас в вузы, в частности в Ваш университет, бывшие школьники. Что Вы готовы отметить в них как положительное (если брать среднестатистического первокурсника), а чего им остро не хватает на первых порах обучения в университете?

— Я, быть может, несколько идеализирую ситуацию, но за последние 10 лет молодые люди, которые поступают в вузы, весьма заметно изменились в лучшую сторону. Помню времена, когда абитуриенты приходили в вузы, не очень хорошо понимая, чего они хотят, не обладая должным уровнем коммуникативной культуры, достаточным уровнем общей культуры. 

На младших курсах студенты в большей степени интересовались вопросами, которые, по сути, были далеки от тематики получаемого ими образования, хотя и закономерны для их возраста. Их интересовало больше собственно времяпрепровождение, досуг, материальные приобретения, чувства, эмоции, отношения. Ведь они попадали в другую среду, которая существенно отличалась от контекста школьного образования и уходящего с ним детства. В те условия, которые оказывались в той или иной мере более свободными, более вольными, нежели школьные, с большим количеством информации, которую необходимо обрабатывать самостоятельно, которой надо владеть, выходя за пределы какого-либо узкого предмета, конкретной учебной дисциплины; информации более широкой тематической направленности, требующей интеграции самых разнообразных знаний, сложения их воедино, проведения тех или иных параллелей, построения сложных ассоциативных связей. И все это им давалось довольно сложно. Особенно тогда, когда школа переходила на систему ЕГЭ. И наблюдался явный перекос, когда школьный образовательный процесс во многом подменялся подготовкой к сдаче ЕГЭ.

Конечно, в условиях вуза у первокурсников тех лет наблюдались некоторые проблемы с адаптацией с тем, чтобы быть успешным обучающимся, знающим, чего он хочет. Но за прошедшие 10 лет некая трансформация случилась. И сейчас студент даже на младших курсах куда более любознателен, чем ранее. У него изначально больше возможностей предпочесть тот или другой вуз, ту или иную будущую специальность. Даже с правом на ошибку: логика болонского процесса позволяет после бакалавриата менять направление дальнейшего образования.

Студент сейчас оказывается более ориентированным на то, чтобы понять самую сущность получаемого им образования. Мне думается (как бы ни критиковали современные подходы к организации образовательного процесса в школах), переход на компетентностную модель срабатывает. И в личностном, и в регулятивном, и в коммуникативном аспектах, и в понимании себя в контексте социально-психологических, культурных отношений, которые способствуют получению образования и выбору жизненного пути. Хотя наряду с любознательностью, с повышением уровня некоторых социальных навыков, готовности к отстаиванию своих принципов, видению или конструированию какого-то самостоятельного понимания той или иной жизненной перспективы, все-таки, к сожалению, остался в современных выпускниках школ некий дефицит общей культуры. Видимо, это связано не только и не столько со школой, сколько с тем фактом, что как бы школа ни модернизировалась, сохраняется тенденция к тому, что многие родители дистанцированы от решения задач воспитания своих детей.

Многочисленные исследования показывают, что одной из самых существенных проблем современного ребенка является проблема дефицита общения с родителями. Родительского воспитания явно не хватает современным детям. Им не хватает погружения в культуру в самых разных ее аспектах. Не хватает литературы, которая не входит в учебную программу, вовлеченности в театральную жизнь, музейную среду. Не хватает ясного представления о том, как вообще люди в своем многообразии могут реализовать в себе творческое начало. Ведь упор на обучение превалирует в школьной подготовке, тем более в условиях технологизации образования.

Некоторое время у первокурсников уходит на то, чтобы понять, что в вузе на ту или иную проблематику следует смотреть шире: на государство – как систему, на общество – как систему, на совокупность знаний – как систему, в которой присутствует огромное количество подсистем, иной раз противоречащих друг другу, но во взаимодействии и взаимодополнении составляющих то, что мы называем реальностью. К такой интеллектуальной интеграции первокурсники сейчас больше готовы, но все же недостаточно, не так, как бы нам этого хотелось.

— Есть ли специальные адаптационные программы в Вашем вузе?

— Да, есть такие программы. Буквально в этом учебном году создан общеуниверситетский ресурс, который будет доступен каждому студенту в формате «онлайн» и размещен в электронной образовательной среде университета. И этот курс ориентирован на то, чтобы показать студентам предоставляемые университетом возможности, акцентировать их внимание на правах и обязанностях, на специфике организации вузовской жизни, в которой нуждаются некоторые категории обучающихся (например, студенты с ограниченными возможностями здоровья).

Большую помощь в адаптации оказывает непосредственное общение студента с профессорами и преподавателями вуза. Сам процесс организации современных учебных занятий, начиная от лекционного формата и заканчивая практическими занятиями, семинарами, по сути, основан на взаимном общении. Нам важно, чтобы студент выносил с занятий не только академические знания, но и понимание их сущности и смысла, интерес к предмету, к отдельным его составляющим и особый диалектический взгляд на многообразие концепций, теорий, подходов, методик, технологий. Нам важно, чтобы наши студенты как можно быстрее определялись со своим профессиональным будущим.

В любое время на любую кафедру нашего факультета психологии студенты свободно приходят, разговаривают с преподавателями, задают вопросы, в том числе касающиеся неких психологических проблем, связанных с теми или иными сторонами жизни, личными моментами, получают соответствующие консультации. Имеют возможность широкого общения с администрацией, профессорами и преподавателями в контексте студенческого самоуправления, совместной деятельности по организации и проведению научных семинаров и конференций.

И это хорошо, потому что серьезные решения к человеку приходят зачастую не столько в условиях формального образования, сколько при неформальном, даже случайном общении. Иной раз благодаря влиянию личности старшего товарища, с которым юный человек разговаривает. Давно известно, что личность – это основной инструмент педагогического воздействия. Тем более нас интересует, насколько студент может мыслить, насколько может обозначить свою позицию и в условиях многообразия найти определенность, которую он считает значимой. Мне кажется, такая обстановка во многом облегчает вхождение в условия высшего образования и понимание назначения того или иного этапа образования.

Для оказания психологической поддержки и помощи, кстати, университет располагает психологической клиникой, куда каждый студент может обратиться при необходимости. Там работают высокопрофессиональные психологи-консультанты, которые могут решить многие вопросы не просто в доверительной беседе, но в условиях серьёзной проработки той или иной проблемы, с которой человек сталкивается. Разумеется, студенты этим пользуются.

— Не нужно ли средней школе активнее внедрять сугубо вузовские форматы учебного процесса, в том числе для активизации самостоятельной работы учащихся? Ведь самостоятельная работа занимает сейчас значительное место в университетском образовательном процессе.

— Школа сейчас делает эти шаги. И даже преуспевает в этом. Актуальные требования к организации современного образовательного процесса подразумевают формирование компетенций, универсальных учебных действий, коммуникативных навыков, сочетания личностных диспозиций с навыками саморегуляции. Помимо этого, сейчас в школах педагоги делают все максимально возможное для того, чтобы ребенок мог становиться самостоятельным и активным в разных контекстах, мог проявить себя в разных формах организации образовательного процесса. На это ориентируют и федеральные образовательные стандарты, начиная с уровня дошкольного образования. Именно потому, что школа много делает в этом направлении, так значительно в лучшую сторону изменился и студент за последние 10 лет. Первокурсник более ориентирован на индивидуально-дифференцированное понимание, что такое успех, что такое образование, что такое профессия, карьера... Возможности для ответственного выбора у современных детей неуклонно возрастают. Для них в результате образования становится все более важна не просто работа за деньги, а деятельность, связанная с раскрытием в себе творческого начала, самоактуализацией. Деятельность, которая интегрирована с жизнью.

— Чему в современных условиях должна учить школа прежде всего, на что обращать особое внимание?

— Прежде всего – на личность ученика. Мы знаем, что любой урок помимо учебных имеет воспитательные и развивающие задачи. А урочная деятельность дополняется внеурочной, внеклассной. Важно уже не формальное получение знаний, а получение неких метазнаний. Поэтому в школе сейчас столь интенсивно развивается межпредметная интеграция, которая позволяет связать воедино самые разные сферы как знаний, так и жизнедеятельности. И показать ребенку, что весь мир – это живая единая система, в которой человек может и должен достаточно гибко и комфортно себя чувствовать. И адаптироваться. И непрерывно развиваться. Я уверен, что личность всегда должна быть в центре внимания школы. Тем более что нас сегодня беспокоят не только вопросы, связанные с уровнем образованности учащегося, – нас интересуют еще такие категории, как здоровье в широком смысле этого слова, социально-психологическое благополучие, умение принимать разнообразие, находить и создавать смыслы… Мы хотим, чтобы человек обладал такой силой личностного психологического поля, которая была бы способна положительно влиять на профессиональное поле знания, на психологическое поле жизни и деятельности.

— Что должен, на Ваш взгляд, уметь современный учитель в первую очередь?

— Мне думается, что в первую очередь учитель должен уметь создать для ребенка ситуацию успеха (отмечу, что это не оригинальная позиция, а получающая в школе все большее и большее распространение). Внутреннего индивидуального успеха, который семантически восходит к словам «спеть, поспевать». Важно, насколько человек в зависимости от своих устремлений, способностей, возможностей имеет все условия для того, чтобы, продвигаясь, оценивать себя по отношению к себе вчерашнему, а не по отношению к тем, кто идёт иными собственными дорогами с иным собственным стартовым капиталом. Когда педагог умеет создавать ситуацию успеха и видения ребенком направления роста, тогда и оказывает комплексное, всестороннее воздействие на развивающегося человека. И ребенок перестает быть для педагога объектом обучения, становясь субъектом взаимодействия. Субъектом диалога. Важно, чтобы учитель своевременно мог встать на позицию не «Я учу», а «Мы учимся взаимно». Тем более, что каждое новое подрастающее поколение имеет, чему нас научить. А вот чего должен избегать в своей работе педагог, так это формализма. Главная наша задача – стремиться к тому, чтобы видеть, слышать, понимать ребенка и через это мотивировать его на то, чтобы он развивался в том направлении, куда лежит его душа.

— Как быть при этом с профессиональным выгоранием современных педагогов?

— Да, в современной системе образования порядка 70 процентов педагогов имеют различные проявления профессионального выгорания. Но если посмотреть на это с точки зрения причинно-следственных связей, то можно увидеть, что чаще всего подобные проблемы являются продолжением личности человека. А влияние профессии те или иные черты личности усиливает и обостряет. В ряде случаев до того уровня, когда специалисту помогающей профессии (не только педагогу, но и врачу, и юристу, и психологу) самому начинает требоваться помощь. Для снижения вероятности подобной перспективы важно правильное распределение задач, их ранжирование, следование принципам тайм-менеджмента, укрепление своего здоровья. Надо помнить, что ценностное отношение к профессиональной деятельности позволяет концентрировать внимание на главном – на том, что составляет саму сущность профессии. Несмотря на необходимость решения многих отнюдь не творческих задач, свойственных современной педагогической деятельности. Что можно сказать, в связи с этим? Есть в любом случае то, что мы должны делать. Если хотим делать главное.

— На государственном уровне давно обсуждается проблема поднятия престижа профессии учителя. Как, помимо материальных средств, стимулировать педагогов?

— Я бы сказал, что прослеживаются значительные изменения по отношению к престижности профессии учителя. И в России, и в других странах мира. В некоторых из них конкурсы при поступлении на педагогические факультеты чрезвычайно высоки. Как чрезвычайно высоки и требования к поступающим. И у нас в Отечестве за последние годы престиж педагогической профессии существенно повысился. С одной стороны, произошло это благодаря неустанной целенаправленной заботе государства. С другой стороны, с изменениями в обществе меняется и статус школы в целом как социального института, частью которого считает себя педагог. По данным современных исследований различных установок подростков школа занимает второе место (после семьи) в иерархии значимости для них той или иной составляющей жизненного пространства. Не интернет, не радио, не «звезды», как некоторым кажется, а именно школа. Принадлежность к такому социальному институту и у педагога повышает понимание значимости своей роли. Мы помним, как дети воспринимали учителя в 90-е годы прошлого века, в начале 2000-х. Сейчас они смотрят на педагога иначе. Многие успешные, целеустремленные, талантливые педагоги становится кумирами молодежи. И эта тенденция нарастает. Сейчас предоставляются большие возможности для развития педагогов в конкурсном движении, в реализации государственных проектов, в интеграции с мировым сообществом. Молодые педагоги, которые владеют языками, современными технологиями, очень быстро включаются в исследовательскую, проектную деятельность, широко публикуют свои результаты. И даже зарубежные рейтинги показывают, что наши учителя занимают отнюдь не последнее место в глобальной образовательной системе, а входят в число лучших.

Самим педагогам становится работать интереснее. Безусловно, учительство многими понимается как призвание. Но это еще и чрезвычайно разнообразная и многозадачная деятельность, требующая освоения большого количества умений и навыков. Инструментарная составляющая, которая сегодня есть в распоряжении у педагога, делает его жизнь более насыщенной. Стремительное развитие образовательных технологий постоянно требует активного саморазвития. Учитель – уже не чтец у доски, он координатор и лидер образовательного процесса. Он не только педагог, но и психолог. Однако подчеркну: все зависит от его личности.

Тем не менее над престижем учителя обществу еще необходимо работать. Есть издержки со стороны средств массовой информации при формировании образа учителя. Есть другие издержки. Но о повышении престижности профессии учителя знают и думают на всех уровнях управления. И это принесёт свои плоды. Сейчас прорабатывается национальная система учительского роста, благодаря которой даже в рамках горизонтальной карьеры учитель будет чувствовать себя увереннее как растущий, успешный профессионал.

— Как Вы оцениваете недавнюю инициативу Высшей школы экономики проводить обучение в вузах с помощью заранее записанных лекций, по сути, без непосредственного участия профессоров?

— Объективно дистанционное обучение, онлайн-обучение – хорошая форма организации образовательного процесса. Но, как и любая другая форма, как и любой другой инструмент, она должна использоваться дозированно и по назначению. Не должно быть просто записи «говорящих голов», подменяющей живое общение. В рамках такого курса должно быть предусмотрено образовательное общение, контрольные задания, специально созданные электронные пособия.
Мы также должны понимать, для кого и при каких обстоятельствах оптимально онлайн-обучение. Такие курсы, дисциплины и программы необходимы, например, для маломобильных категорий граждан, в том числе для находящихся на длительном лечении дома. И есть школы, которые наладили онлайн-обучение для таких детей. Существуют и иные категории, которым это важно и необходимо. К целевой аудитории, кстати, относятся и современные студенты. Они могут выйти на онлайн-простор и посмотреть, что же происходит в других вузах, в зарубежной науке.

Как дополнительный инструмент повышения качества образования онлайн-курсы можно только приветствовать. Но никак не в контексте замещения живого диалога студента с профессором.

— Благодарим Вас, уважаемый Роман Викторович!

Интервьюер – Анатолий Бузулукский, заместитель главного редактора журнала «Педагогика онлайн», член Союза писателей России.

Журнал «Педагогика онлайн», № 2 - 2019

 

hermitage otvetstvennostЭдуард Петрович БАБАЕВ,
генеральный директор официальной гостиницы Государственного Эрмитажа

Интервью журналу «Педагогика онлайн»

— Благодарим Вас за согласие дать интервью петербургскому журналу «Педагогика онлайн». Наше интервью хотелось бы посвятить проблемам профориентации школьников, выбору ими будущей профессии. Ваше мнение как руководителя петербургской гостиницы класса люкс, как гражданина и родителя нам чрезвычайно важно. Расскажите, пожалуйста, как Вы сами выбрали свою профессию, дело жизни. Какие факторы повлияли на этот выбор, что помогло Вам добиться столь весомых успехов в бизнесе?

— С точки зрения выбора профессии мне представляется чрезвычайно важным, как правильно от среднего образования перейти к получению высшего образования. Это тот перекресток, на котором не каждый умудряется выбрать оптимальный вектор своего дальнейшего жизненного пути, в том числе в профессиональной сфере. Быть может, мой пример будет отчасти поучителен для современных выпускников школ и их родителей. Я родился в городе Баку. И поступил после школы в Азербайджанский университет нефти и химии имени М. Азизбекова. Мой отец был нефтяником и частенько брал меня с собой на работу. А трудился он на огромном градообразующем предприятии. Я был своеобразным сыном полка на этом громадном предприятии в городе нефтяников. Мой отец прошел свой профессиональный путь от обычного рабочего до управляющего заводом и пользовался огромным уважением. Я все время думал: я не могу подвести своего отца, я должен быть его достоин. Пиетет и любовь к родителям помогают молодому человеку развивать в себе чувство ответственности за свои поступки, за свою учебу и профессиональную деятельность. Это в том числе и важный фактор при выборе профессии. В институте я был старостой студенческой группы. И вообще очень активным человеком, общественником. Староста отвечал не только за себя, но и за всю группу. Наша кафедра была одной из образцово-показательных в вузе. Ребята собрались очень толковые. Многие пришли из армии. Я добросовестно учился, приобретал новые знания, осваивал важные навыки. Правда, не скрою, и меня иногда посещала мысль, а верный ли я путь выбрал? Кто не задается таким вопросом!? Тем не менее я горд и благодарен, что прошел обучение именно в этом прославленном вузе.

— Как Вы оцениваете роль школы в выборе учащимися будущей профессии или это – дело семьи?

— Что, например, мне нравилось в прошлой, советской системе образования, чего явно не хватает сейчас и что, действительно, не мешало бы вернуть в современную школу. Я говорю об устойчивой системе трудового воспитания, в рамках которой осуществлялась и профориентация учащихся. У каждой школы были свои шефы – фабрики, заводы, промышленные предприятия. На уроки труда к нам приходили представители этих заводов, рассказывали о специфике своей производственной деятельности. Еще со школьной скамьи нас, четырнадцатилетних подростков, педагоги стремились приобщить к практическому труду, организовывали для нас производственную практику и обучение, прививали любовь к труду, развивали интерес к той или иной профессии и специальности. Все это очень важно для самоопределения юного человека, гражданина. В связи с этим многие из нас имели возможность осознанно выбирать свою будущую трудовую стезю: кто-то шел в профессионально-техническое училище, техникум, кто-то в тот или иной вуз, со спецификой которых ребята познакомились еще в школе. Должна быть тесная связь школы с тем или иным предприятием. Нам, к примеру, после 8 класса летом разрешалось работать на том или ином предприятии – строго по 4 часа, согласно нормам трудового законодательства. Помню, меня и мой класс определили на машиностроительный завод, на котором мы с подлинным интересом работали полтора месяца. За это время мы, как минимум, поняли, чем занимается завод, что и как он производит. Мы окунулись в рабочую атмосферу. Нам стал известен весь технологический процесс. Мы возмужали, словно повзрослели за это короткое время. Честно сказать, это было чрезвычайно полезно и ценно в той педагогике, что, к сожалению, на сегодняшний день мы потеряли. Трудовое воспитание, производственная практика – важнейшее профориентационное звено. Будучи подростками, мы имели возможность самым тесным образом знакомиться с реальными отраслями промышленности и выбирать свой путь в том или ином направлении. Очень хорошо, что мы начинали рано приобщаться к труду, работали летом и даже имели уже свой заработок. И таких подростков по стране было очень много. Кроме того, надо отметить, что приобщение к труду способствует развитию силы воли. Ведь можно же было летом и дурака повалять, отдохнуть. Нет, мы шли работать. Эта была реальная взрослая трудовая жизнь с производственной дисциплиной, с определенным порядком и регламентацией. Хочу отметить роль классного руководителя в нашем становлении. Родители, школа и трудовое воспитание, принятое в ту пору в нашей большой стране – Советском Союзе, – вот истинные факторы успеха людей моего поколения. Все это помогало нам искать себя, свой путь в жизни и профессии еще в школьные годы. Важно начинать искать этот путь как можно раньше. До поступления в вуз. Если человек не знает, чего он хочет, если не понимает, кто он и зачем он, путного из него ничего не выйдет. Мне кажется, сегодняшние школьники, вообще молодые люди зачастую не знают себя, не знают, где их профессиональные интересы, что они любят, чего хотят достичь на трудовом поприще. Поэтому многие выпускники вузов не знают себя, не знают толком своей профессии. Я, например, еще будучи подростком уже понимал, как работает «нефтянка», за что отвечает тот или иной цех на заводе. Впоследствии я не связал себя с нефтяной отраслью. Но я понял, в том числе благодаря этой практике, что для меня главное. А главное – это найти себя в профессии и получать удовольствие от любимой работы. И, как следствие, видеть результат своего труда в любимом деле. Это для меня и удовольствие, и счастье. Скажите, в какую реальную, плодотворную, живую стихию могут окунуться современные школьники? Они зачастую проводят жизнь в интернете, а, значит, как правило, живут чужими мыслями. Не уверен, что это хорошо для их становления как зрелой личности.

— Что еще повлияло на Ваше становление как личности?

— После института я был призван в армию. Это настоящая школа жизни, школа ответственности, мужества и зрелости. Служил я в Западной группе войск и дослужился до старшины роты.

— Получается, что Вы всегда так или иначе брали на себя ответственность за тот или иной коллектив, за дело.

— Я не боялся и не боюсь ответственности. Я считаю, что это важнейший фактор развития человека – брать на себя ответственность за то или иное направление и за людей. Это важно – отвечать не только за себя, но и за других людей, коллег, соратников, сподвижников. А ведь многие этого избегают. Меньше, мол, знаю, крепче сплю. Я не мог быть таким. Мне важно было думать об окружающих меня людях, о том, каким образом сделать крепче, слаженней учебную группу, трудовой или воинский коллектив. Такова, видимо, моя природа. Быть может, это гены моего отца и воспитание. Мой отец был сиротой, рос в детском доме. И мама была воспитанницей детского дома. Их нелегкая судьба – следствие Великой Отечественной войны. У моих родителей не было проводников по этой жизни. Они всего добились сами. Мне кажется, и мой отец стал руководителем именно благодаря своему невероятному чувству ответственности за дело, за людей, за семью. Одним словом, чувство ответственности во мне – семейное. Именно родители, в том числе своим примером приучили меня к ответственной учебе и ответственной работе. Отец умел брать инициативу в свои руки. Видимо, мне это и передалось от него. И я горжусь своими родителями и благодарю их. Половина моего успеха – это результат их воспитания.

— Как дальше сложилась Ваша судьба, карьера?

— После армии я приехал в Петербург. И несказанно счастлив, что свою сознательную жизнь связал с этим замечательным городом. В чем я укрепился, служа в армии? Я понял, что для меня главное – выполнить то или иное задание ответственно, с пользой для общего дела. И проявлять для этого инициативу, не ждать порой, когда тебе прикажут, а делать, исходя из понимания сути вещей, из чувства ответственности, что это необходимо сделать, что кроме тебя этого никто не сделает. Действительно, если что-то лежит не так, значит, надо взять и положить на место. Зачем через это перескакивать?.. В начале петербургской жизни я некоторое время работал в жилищной службе. Это было в начале 90-х годов – в сложную эпоху. Я воочию увидел, как рвутся трубы по всему району, когда нет отопления, как сумбурно работает система снабжения, какой наступил коллапс на заводах, в производственной сфере. Тогда у меня возникло несколько идей, как можно улучшить рабочий процесс, как комплексно решать задачи. И мои управленческие решения были поддержаны и применены на практике. Я старался изначально решать все производственные задачи с пользой для дела и на перспективу. Главное – не бояться проблем. Искать способы их преодоления. Более того, важно предвидеть возможные проблемы и принимать верное и быстрое решение по их устранению. Причем – в системном порядке, на долговременной основе. Выработать систему и следовать ей. Не забывая работать над ее совершенствованием.

— Какими важными качествами должен обладать современный профессионал?

— Я хочу отметить важность командной работы. Я человек команды. И доверяю команде. Без единомышленников ничего невозможно сделать, каким бы ответственным и инициативным ты ни был. Важно уметь объединять людей. Не каждому удается создать эффективно работающий коллектив. В его основе – доверие к ее руководителю. Командный подход к делу – это один из необходимых социальных навыков, так называемых Soft skills, которым должен владеть современный профессионал. И, разумеется, этот навык необходимо прививать со школьной скамьи. Далеко ходить не надо, начиная с 5 класса, я играл в школьной команде КВН, мы участвовали в районных и городских состязаниях. И многие школьники, плохо успевающие по тем или иным предметам, вдруг становились активными в общественной, именно командной интересной работе. Важно в школе давать не только академические знания, но и формировать практические навыки – и командной работы, и коммуникативные, и проектной деятельности. Это все пригодится в реальной профессии. Дети должны сами придумывать и сами воплощать свои задумки в жизнь. Тем самым в школьниках воспитывается такое основополагающее качество, как самостоятельность. Учителя очень многое делают, надо поклониться им в пояс. Но и родители должны заниматься своими детьми. Мы сейчас чересчур прислушиваемся к сетованиям наших детей. Но надо доверять учителям и помогать учителям в образовании наших детей.

— Каких молодых специалистов Вы принимаете на работу, с какими компетенциями?

— Я вижу две категории молодых специалистов. Первые: их чуть ли не насильно родители заставляют устроиться на работу. Любую работу. Трудно понять, на что эти ребята ориентируются при трудоустройстве. Вторых мы принимаем из профильных вузов. Мы работаем в сфере гостеприимства. Но это – универсальная сфера: здесь и бухгалтерия, и экономика, и отдел бронирования, и различные хозяйственные службы, ресторанная служба. Мы хотим, чтобы трудовой старт у молодых сотрудников в нашей сфере происходил в рамках общения с внешним миром. Здесь молодой сотрудник узнает себя с другой стороны и предстает в другом амплуа. Эдакое своеобразное отражение в зеркале. Это важно пройти. Так сотрудник постигает культуру общения, что вдвойне важно для сферы гостеприимства. Эта работа – мой вклад, вложение в общую культуру. Правда, это самая непростая задача. Именно мы, старшее поколение, должны помочь молодежи войти в ответственную жизнь. Я всегда интересуюсь у молодых соискателей на ту или иную должность в нашей гостинице: как ты себя чувствуешь здесь, это твое? Крайне необходимо, чтобы у человека было ощущение, что здесь его дом, что ему здесь психологически комфортно. Гостиница – это дом. Каждый должен чувствовать себя в ней, как дома – и гость, и сотрудник. Какими качествами в особенности должен обладать наш сотрудник? Он должен быть носителем истинных культурных ценностей. Нам важно выявить главные достоинства соискателей, в чем они действительно могут себя проявить наилучшим образом. К сожалению, лишь один процент молодых людей приходят из вуза по-настоящему теоретически подготовленными, знающими. Большинство, окончив вуз, даже не представляют, что же за профессия их ждет, на которую они вроде бы учились. Поэтому мы предлагаем выпускникам вузов начать с самого ответственного, например – со встречи гостей, с самого простого, но при этом важного. Человек, действительно, должен почувствовать, его ли это – работать в индустрии гостеприимства и заботиться о людях. Мы же придумали важную концепцию с Эрмитажем, чтобы любой гость, в каком бы настроении и в какое бы время он ни приехал к нам в гостиницу, в любое время чувствовал себя и ощущал в Петербурге. У нас весь отель сделан в духе Петербурга и пропитан этим духом. Наш гость должен чувствовать, что он в Петербурге. Мы максимально популяризируем петербургские культурные ценности во всем. Во всех мелочах.

— Действуют ли в Вашем отеле курсы переподготовки, повышения квалификации сотрудников, программы адаптации молодых специалистов?

— Безусловно. У нас есть курсы повышения квалификации и адаптации сотрудников к особенностям нашей гостиницы. Первые три месяца мы наблюдаем за работником: какие у него сильные стороны, насколько он трудолюбив и ответственен. За это время мы выясняем, к чему психологически и профессионально склонен этот работник, к какой конкретно деятельности – в парадной обстановке (работе с гостями) или за кулисами (налаживании всех служб гостиницы). Не покривлю душой, если скажу: как только мы с сотрудником подписали трудовой контракт, я начинаю чувствовать себя ответственным за него, за его квалификацию, за качество его работы у нас в гостинице.

— Есть ли у Вас взаимодействие с профильными вузами по привлечению молодых специалистов в Вашу пятизвездочную гостиницу?

— За последние два года мы провели несколько встреч, круглых столов с представителями вузов об интеграции гостиничного бизнеса с теми или иными кафедрами профильных вузов. Мы готовы взять шефство над той или иной конкретной кафедрой, над конкретными студентами. Чтобы студент знал, что его ждут у нас после окончания учебы и что он выбрал правильную профессию.

— Чему, на Ваш взгляд, прежде всего необходимо учить в современной школе?

— Я, быть может, повторюсь, но скажу, что в школе прежде всего надо учить ответственности в подходе к учебе и к жизни, ответственности в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности при выборе будущей профессии. Надо приучать детей к реальной ответственности. Потому что наши дети – и вполне грамотные, и информированные, но в практической плоскости они чрезвычайно инфантильны и даже беспомощны. И детям, конечно, должно нравиться в школе, должно быть интересно. Интересно что-то в ней делать полезное, творить – в команде с другими детьми, интересно приобретать фундаментальные знания и практические умения.

— Над чем сейчас надо в особенности работать педагогам в современных условиях?

— Главное, над чем работать: помочь детям найти себя. Это самое сложное. Чем быстрее они найдут себя, тем лучше будет им и всем нам – и работодателю, и обществу, и стране в целом. Школе и всем нам надо уметь заинтересовывать молодых, чтобы они нашли в огромном спектре предлагаемых вариантов свой маршрут, в том числе профессиональный, карьерный. Школа должна чувствовать, заинтересовала она ученика или нет. Если нет, искать варианты это исправить.

— Благодарим Вас. Хотим пожелать Вам и Вашему отелю успехов!

— Спасибо. Хочу сказать, гостеприимство в России всегда было на высоком уровне. Оно не фальшивое. Мы, может быть, и не умеем по-голливудски широко улыбаться, но зато улыбаемся искренне. В России, поверьте мне (я многое повидал, во многих странах побывал), живет невероятно дружелюбный и участливый народ. Мы открыты, и наш гостиничный бизнес по-российски и по-петербургски искренне доброжелателен, и профессионален. Благодаря высокоэффективной командной работе мы получили международное признание среди туристов и профессионалов сферы гостеприимства и можем сказать, что результат нашей работы – еще одна жемчужина в коллекции Эрмитажа – Искусство Гостеприимства.

Интервьюер – Анатолий Бузулукский, заместитель главного редактора журнала «Педагогика онлайн», член Союза писателей России

Журнал «Педагогика онлайн», № 2 - 2019

Для иллюстрации использовано фото с сайта официальной гостиницы Государственного Эрмитажа

 

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы